Церемонии

Похороны


«Ужасна смерть и страшна для незнающих высшего любомудрия, для незнающих загробной жизни, для считающих смерть уничтожением бытия; разумеется, для таких смерть ужасна, уже самое название ее убийственно. Мы же, благодатью Божьей увидевшие безвестные и тайные премудрости Его, и почитающие смерть переселением, не должны трепетать, но радоваться и благодушествовать. Потому что оставляем тленную жизнь и переходим к жизни иной, нескончаемой и несравненно лучшей».

До крещения Руси после смерти тело человека сжигали. После этой знаменательной даты трупосожжение заменилось трупоположением. Да и само оно после принятия христианства князем Владимиром приобрело совсем иное содержание. Вообще славяне, по принятии христианской веры позаимствовали и многие погребальные обычаи. К примеру, способ делания гробов взят от греков.

С тех пор погребальная традиция несколько видоизменилась и стала выглядеть следующим образом.

В комнате, где лежит умерший, стараются создать минимум освещения. Зеркала принято затягивать черным крепом. Разговаривать в доме с покойником шепотом, соблюдая тишину. Запрещено в это время включать радио, магнитофон, смотреть телевизор. Не стоит так же играть на музыкальных инструментах. Маленьких детей лучше не пускать к покойнику: они только нарушают порядок, ведь еще не понимают, что происходит.

Непосредственно сразу после смерти тело усопшего омывают теплой водой (как символ его будущего представления перед Богом, ибо воскресает он в чистоте и непорочности). Читают при омовении «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй». Зажигается свеча или ставится лампадка, она горит все время, пока в доме находится покойник. После омовения тело христианина одевают в чистые и, желательно, новые одежды — в зависимости от его звания и служения. Обряд омовение обычно совершают люди старшего возраста. Если старых и мудрых нет, то омыть тело усопшего может любой из родственников. Естественно, кроме женщин, ибо они находятся в данный момент в естественной нечистоте. Но, с другой стороны, обычай указывает, что в омовении тела женщины участвуют только женщины. Если известно, что почивший был монахом (монахиней) или священнослужителем, то надо о его кончине сообщить в храм.

Тело покойного возлагают на стол, его накрывают бельм покрывалом, оно носит название — саван. После этого тело умершего покрывают особым освященным покровом (погребальным покрывалом). Его легко можно узнать, так как на нем изображены крест, лики святых и молитвенные надписи. Все это необходимо, чтобы подчеркнуть верность умершего Богу, поэтому он остается под покровом Божиим. Глаза усопшего должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки надобно сложить крестообразно, правая должна находиться поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают, чтобы развязать перед последним прощанием. В левой руке покойного находится погребальный крест, на груди — святая икона (здесь тоже есть свои тонкости: для мужчин — это образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери). На лоб умершего возлагают венчик — полоску бумаги с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Изображения эти обрамляются надписью «Трисвятого». Венчик символизирует соблюдение веры усопшим, служит залогом, что совершал свой христианский жизненный подвиг. Он возлагается в надежде, что человек умер в вере, а, значит, получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец. Как правило, венчик отпечатан на одном листке с разрешительной молитвой. После приобретения молитвы-венчика в храме, венчик отрезается ножницами (после отпевания листок с молитвой будет вложен в руку почившего).


Перед тем, как положить усопшего в гроб, его тело и гроб (последнее пристанище) окропляют святой водой. Причем гроб окропляют извне и изнутри. Покойного располагают лицом вверх, под голову кладется подушка, набитая соломой или опилками. Гроб обыкновенно ставят среди комнаты, перед домашними иконами. Голова должна быть обращена к образам. Вокруг гроба ставятся четыре свечи: у головы, в ногах и по обеим сторонам на уровне скрещенных рук. Когда зажжены все свечи, вместе они изображают крест. Это служит символом перехода умершего в Царство Истинного Света.

Если Вы получили приглашение на похороны, стоит отложить все дела. Надо обязательно выполнить свой последний долг по отношению к покойному. Если это все же невозможно по не зависящим от вас причинам, принесите извинения и объясните причину, причем желательно сделать это в письменной форме. Если известие о смерти застало вас в другом городе, следует немедленно послать телеграмму или соболезнующее письмо.

Если кто-нибудь из родственников покойного не получил приглашение, не следует обижаться и использовать это как предлог, чтобы не идти на похороны. Не следует обижаться и в том случае, если вас примет не самый близкий умершему человек, а какой-нибудь другой член семьи.


Вынос тела


Всем известно, что гроб с покойником выносят из дома так, чтобы его лицо было обращено, т. е. ногами вперед (в таком положении гроб несут всегда). При этом провожающие поют «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный помилуй нас». Существует суеверие, что близкие родственники не должны нести гроб. Это неверно. Согласно церковным правилам, именно близкие родственники и друзья несут гроб с телом. Исключение существует только для священников, которые не имеют права нести гроб мирянина, кем бы он им ни приходился. Если в похоронной процессии участвует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь.

Распространенное мнение, что после выноса покойного в квартире необходимо сделать ремонт не что иное, как обычное суеверие. Ремонт в своем жилище — личное дело живущих в нем, и к покойному это не имеет никакого отношения. Суждение, что во время нахождения в доме гроба с покойным нельзя мыть и подметать полы, также является предрассудком.

Так как в православных богослужениях музыкальные инструменты не используются, то для похорон православного христианина приглашать оркестр нельзя. Если покойного везут на транспорте, то гроб кладут головой вперед, рядом располагаются близкие родственники. Хорошо если в это время они будут читать Псалтирь.


Церковное отпевание


На третий день по кончине умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Отпевание — это заупокойное богослужение, единожды совершаемое над телом умершего. Значение этого богослужения настолько велико, что в древности относили его к церковным Таинствам и придавали особое мистическое значение. И, действительно, кроме обычных заупокойных молитвословий, над умершим читается (обязательно священником) разрешительная молитва, в которой прощаются умершему бывшие на нем клятвы, а также грехи, в которых он покаялся на исповеди или забыл покаяться по неведению, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же влагается в правую руку усопшего его родными или близкими. Если молитва не прочитана священником над усопшим, а просто вложена родственниками в руку покойного, то она никакой силы не имеет и никакой роли не играет. Отпевание может быть совершено только православным священником, имеющим преемственную апостольскую благодать вязать и решить человеческие грехи. О силе и мистическом значении отпевания свидетельствуют многочисленные случаи явления усопших не отпетых христиан своим родственникам или близким с просьбой совершить это заупокойное богослужение. Без отпевания душа христианина не находит покоя. И если нет возможности совершить очное отпевание над телом усопшего, по причине отсутствия священника или отсутствия самого тела (человек утонул, сгорел и т.д.), то необходимо в скорейшем времени заочно отпеть покойного в церкви. Полученную после отпевания землю, необходимо крестообразно высыпать на могилу умершего со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Отпевание (и вообще любое церковное поминовение) не совершается при погребении некрещеных, т. е. тех, кто не принадлежит Церкви. Не отпеваются по православному чину также инославные (люди неправославной веры), а также крещенные, но отрекшиеся от веры, ведущие до кончины богоборческую жизнь или завещавшие при жизни не отпевать их в случае смерти. Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев, например, при невменяемости того, кто покончил с собой, но и это происходит лишь только по благословению правящего архиерея, для чего на его имя пишется прошение с подробным указанием причины смерти. Не отпеваются также мертворожденные или убитые во чреве младенцы, т. к. они не были приобщены к Церкви через Таинство Крещения. Бытующее мнение, что в храме нельзя отпевать женщин, умерших при родах или во время сорокадневного послеродового очищения, неверно. Умерших от инфекционных заболеваний в храме не отпевают. Это можно сделать в доме умершего или на месте погребения. Самое же приемлемое в данном случае — отпеть почившего заочно. Перед внесением гроба в храм у покойного развязывают руки и ноги, гроб заносят ногами вперед. В церкви тело усопшего ставится лицом к алтарю, т. е. ногами на восток — к алтарю, головой — к западу.

При совершении чина отпевания родственники и близкие стоят у гроба с зажженными свечами. Им полагается усиленно молиться вместе со священником. Если в храм для отпевания привозят сразу нескольких покойных, это не должно смущать их родственников.

Во время церемонии прощания с умершим, провожающие его в последний путь, тушат свечи, обходят гроб с телом, совершают крестное знамение с поклоном, просят у почившего прощения за причиненные обиды, целуют венчик на лбу и икону, расположенную на груди. После прощания икона из гроба вынимается, тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей со словами «Господня земля и исполнение ее вселенная и вси живущие на ней», гроб закрывается крышкой, после чего уже не открывается.


Поминки


Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.

Еду принято подавать в повседневной (но не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.

Едят на поминках столовыми или десертными ложками, стараясь не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.

При каждой смене блюд православные должны стараться прочесть молитву.

Поминальный стол можно украсить ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть следует стелить однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.

Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.

Эта традиция, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию. Ее истоки — язычество, но в реальной жизни это имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.

Народная традиция регламентировала так же порядок размещения людей за поминальным столом. По правилам, во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.

Сложился и особый порядок поминального обеда. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность. По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.

Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя. При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.

Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим «на вынос» с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.


Напоследок, в качестве завершающего блюда обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.

Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к «нему» со словами типа «поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом», после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол, кто первый встанет из-за поминального стола — скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.

Существует обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, ее прикрывали хлебом. Знали, если жидкость убывает, то душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.

После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы «не призвать покойного с кладбища» по народному поверью.

После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.