Виды приемов

Домашние и официальные приемы: плюсы и минусы


Первое, что вам следует оценить при организации приема у себя дома — это наличие свободного пространства, на котором вы можете себе позволить принимать гостей, а также степень официальности приема, который вы собираетесь проводить. Если вы обладатель небольшого домика с просторной верандой, то лучше будет устроить барбекю или пикник в саду, чем обед, если же в доме есть большой зал, напротив, удобнее будет организовать обед.

В любом случае, следует трезво оценивать свои возможности — это число гостей, которых вы сможете принять и удобно разместить. При этом слово «удобно» в данном случае предполагает, что вы построите прием так, чтобы большую часть времени провести в обществе гостей, а не на кухне. Потому к приемам надо готовиться заранее (что касается и приготовления блюд). Позаботьтесь составить такое меню, чтобы уделить время гостям, а не пропадать на кухне.

Для домашней обстановки обычно максимальное число приглашенных на обед, которых вы можете без особых проблем обслужить — восемь человек. Конечно, вы можете приготовить еду на столько персон, на сколько захотите, но если гостей ожидается больше восьми, лучше, попросить кого-нибудь вам помочь. Если же в гостях у вас будет более шестнадцати человек, обслуживать их должны двое. При этом — один в баре и на раздаче закусок. Он же обслуживает гостей за столом. Другой же — отвечает за порядок на кухне. Соответственно, чем больше количество приглашенных, тем больше число их обслуживающих.

Гостей встречают хозяин и хозяйка. Прием начинается с их приветствия хозяина. Они же встречают гостей перед входом в зал приема. Первым стоит хозяин, от имени которого (как официальной персоны) проводится прием, рядом с ним — супруга. Это правило не распространяется на проведение домашних приемов и праздников. Здесь первой гостей приветствует хозяйка. При проведении больших и торжественных приемов хозяину и хозяйке помогают их сотрудники или друзья. В их обязанности входит сопровождение гостей в зал приема. Иногда организацию больших приемов поручают фирмам, специализирующимся подобной деятельности. Это помогает хозяевам сохранить силы для встречи гостей.

При проведении особо торжественных приемов, как и приемов в честь высокопоставленных государственных деятелей, хозяин и хозяйка встречают гостей уже у внешнего входа, а у входа в зал. Для приветствия других гостей отводится специальная комната. Неофициальный прием позволяет хозяйке встречать гостей одной.


Приветствуя гостей, невежливо начинать длительную беседу с кем-нибудь из них. Помните о том, что:

  • человек, занимающий более низкую ступень в служебной иерархи, всегда первым приветствует персону, находящуюся на более высокой служебной позиции;
  • гость всегда сначала приветствует хозяев, затем других гостей;
  • приветствуют стоя, исключая престарелых и больных людей, которые могут это сделать сидя.
У принимающих гостей персон (хозяев приема, их почетного гостя) при приветствии в руках не должно быть ни сигарет, ни бокалов. Это может расцениваться как неуважение к приглашенным. То же самое, естественно, относится и к гостям. За спиной у хозяев приема можно поставить стулья или диванчик, на который они могли бы присесть отдохнуть, но лишь в том случае, если гости задерживаются. На приветствие обычно отводится 30-40 минут, после чего хозяева приема и их почетный гость присоединяются к остальным гостям.

На приемах типа «коктейль» не принято приближаться к накрытому столу раньше, чем прозвучит приветственное слово хозяина. Исключение — лишь те случаи, когда хозяйка пригласит гостей попробовать закуски или же подаст знак, первой начиная накладывать закуски на свою тарелку.

Опаздывающих или задерживающихся более чем не полчаса ждать не принято. В случае торжественного обеда или ужина опоздавших гостей сажают на свободные места и не предлагают им блюда, которые уже были поданы на стол.

Не считается дурным тоном, если вы прибудете на прием за несколько минут до его начала. Более того, если начало приема ознаменовано речами или концертом, в приглашении нужно сделать соответствующую отметку, чтобы гости, учитывая это, съехались несколько раньше и ко времени начала приема успели бы разместиться в зале.